Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Памятники посвященные Второй Мировой войне

Самая страшная война в истории человечества - Вторая Мировая унесла 70 миллионов человеческих жизней. В ней участвовали 62 государства из 73, существовавших на тот момент. По всему миру воздвигнуты тысячи мемориалов в память о событиях тех жутких шести лет и напоминающие нам о том, что такое больше не должно повториться никогда и нигде. Монументы несут в себе не только память о мужестве и боли, но и являются мировым культурным наследием, представляя художественную ценность. В преддверии 75 летия окончания Второй Мировой войны предлагаем познакомиться некоторыми из них.


Памятники посвященные Великой Отечественной войне

Память народная о войне – вечная. Всегда помнить - это наш долг, это веление совести, это последнее, что мы живые, можем сделать для погибших, а значит - сделать их бессмертными. Сегодня памятники, посвященные Великой Отечественной войне, стали уже частью истории.  И  эта та история, о которой нам нельзя забывать. По всему миру стоят памятники Великой Отечественной войны -   их тысячи, десятки тысяч.  Одни из них составляют целые комплексы, известные всему миру, другие -  очень скромные и незаметные.  Есть  среди них и необычные памятники.     С ними мы будем вас знакомить

В мае 2015года в Воронеже был открыт памятник фронтовому почтальону. Бронзовый солдат с винтовкой за плечом шагает к своим адресатам.  Левой рукой он придерживает пухлую сумку,  а в правой держит  заветные треугольники, фронтовые письма. Прототипом бронзового солдата стал ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии,  погибший в 1944 году  на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги - армейские почтальоны. Он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем – а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. По словам скульптора Алексея Игнатова, в монументе максимально точно постарались отразить внешность, антропометрические данные и характер реального персонажа. Работа над памятником от разработки эскиза до создания скульптуры весом 700 кг, длилась около года.

Памятник создан при участии Почты России

В Истринском районе Подмосковья на 42 километре Волоколамского шоссе в поселке Снегири находится памятник женщинам-регулировщицам. Он сооружен в том месте, где в декабре 41 года проходила линия обороны столицы. Четырехметровое сооружение из бронзы, на переднем плане которого фигурка девушки с жезлом в руке, сзади табличка с указателем «Москва - Берлин», на заднем плане городские улицы и репродуктор. На плечи совсем еще молоденьких девочек-регулировщиц в годы войны указывающих путь к победе, легла тяжелая ноша. Их было не так уж и много, но они внесли свой вклад в дело Победы, охраняя безопасность дорожного движения. Во время бомбежек они тушили пожары, спасали людей из-под обломков зданий, следили за соблюдением светомаскировки, находили диверсантов. Памятник установлен в 2015году, автор – скульптор А. Рожников

Похожий памятник стоит и на въезде в поселок Матвеев Курган, на развилке дорог Ростов- на- Дону - Донецк РФ. На постаменте скульптура женщины – регулировщицы. В правой руке - желтый флажок - «Проезжай!», в левой – красный – «Стой!». Регулировщицы, которые заучив необходимые для данной работы движения и доведя их до автоматизма, днем упорядочивали транспортные потоки при помощи флажков и жезлов, а вечером вооружались фонарями. Летом – гимнастерка, юбка, пилотка, кирзовые сапоги, зимой – шинель, шапка, обмороженные щеки. По нормативам смена фронтовой регулировщицы должна длиться 4 часа, но очень часто при любой погоде им приходилось отстаивать на посту по 6 8 часов, а иногда и сутками без сна. Этот памятник был установлен в 1973 году, его автор - скульптор В.Перфилов.

"У разведчиков нет могил. Их просто закапывали. Никаких документов не было, никаких жетонов". В 2013 году в Калининграде в парке Победы появился единственный в России памятник всем разведчикам, не вернувшимся с задания. Он возведен по инициативе Союза ветеранов военной разведки и Ассоциации ветеранов спецназа. Деньги на него собирали всем миром, памятник поставлен на народные пожертвования. Во время наступательной операции в Восточной Пруссии погибло 126 тысяч советских солдат. Огромная цифра, но если бы не подвиг военных разведчиков, эта цифра была бы намного больше. Всего во время подготовки Восточно-Прусской операции через линию фронта было отправлено 237 разведывательных групп, 2560 человек. 90% из них погибло. От них не осталось имен, только названия разведгрупп. На мемориальных плитах памятника увековечены 190 разведгрупп, действовавших на территории Восточной Пруссии. Памятник представляет собой - две фигуры, разведчик и радистка с агентурной радиостанцией "Север". Прототипы - командир разведгруппы "Джек" Павел Крылатых и Герой Советского Союза 23-х летняя радистка Анна Морозова.

Автор скульптурной композиции И. Линевич – Яворский.

В годы Великой Отечественной войны  работа журналистов не прекращалась ни на минуту - ни при обороне Москвы, ни в блокадном Ленинграде, ни на других участках фронта. Фото- и радио- репортеры, пишущие журналисты всегда находились на передовых участках, сидели вместе с бойцами в окопах, делили с ними все невзгоды, рисковали жизнью.

В Москве в сквере у Центрального дома журналистов в 1993 году был установлен  памятник «Фронтовым корреспондентам». На памятнике запечатлен сидящий у колонны рейстага на вещмешке мужчина в военной форме. На груди  его рядом с наградами – фотоаппарат, в руках неизменные спутники журналиста - карандаш и блокнот. Он присел, чтобы  написать долгожданную корреспонденцию «Война закончена. Берлин взят». Автор  памятника известный скульптор Л.Е Кербель

Еще один памятник «Военным корреспондентам» был открыт 8мая 2019 года  в Нижнем Новгороде на территории средней школы имени С.В.Михалкова. Он представляет собой металлическую скульптуру, олицетворяющую взрыв с аксессуарами военных корреспондентов (печатная машинка, фотоаппарат, блокнот, газета и др.). На передней части пьедестала табличка из полированного гранита с красной звездой и датами Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны фотографы, видео-операторы, корреспонденты и дикторы шли на фронт. Они снимали, писали и говорили. Если бы не их труд, население не знало бы, как проходят сражения и чем живут солдаты. За годы войны военными корреспондентами было сделано сотни тысяч снимков, снято миллионы метров кинопленки и написано огромное количество статей, очерков и памфлетов. 10 тысяч журналистов-фронтовиков,  полторы тысячи из которых пали на полях сражений заслужили, чтобы им поставили памятники как признание их боевых заслуг в годы войны.

Недалеко от Волоколамска, на одноименном шоссе есть уникальный памятник - саперам 316й стрелковой дивизии. Основной его частью является настоящая немецкая самоходка Штуг-3, изображенная в момент подрыва на мине. Установлен памятник в 1981 в честь подвига 11 саперов, отразивших атаку 20(!) немецких танков и уничтоживших 7 из них. Погибших возле Строково саперов похоронили в братской могиле на окраине деревни. Они все были посмертно награждены Орденами Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда целый саперный взвод удостоен столь высоких правительственных наград. Автор памятника – архитектор А.Веселовский

Памятник воинам-саперам установлен также и во дворе московской школы № 1508 (в советское время - школа №17).Монумент представляет собой фигуру солдата, склонившегося над обезвреживаемой миной. Скульптору удалось великолепно передать выражение лица солдата - предельная сосредоточенность и внимательность, без которых у сапера нет шанса выжить.

На постаменте выбиты слова: "Без права на ошибку" и даты войны "1941 - 1945".

Памятник установлен на средства ветеранов 4-й инженерно-саперной Уманской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады, посильное участие приняли учителя школы, ученики и их родители. Автор - скульптор С.ф.Захлебин

31 мая 1942 года в блокадном Ленинграде прошел знаменитый футбольный матч. Играли две команды: «Динамо» и команда Металлического завода. Команды играли на запасном поле, потому что основное было изрыто воронками от снарядов. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя. Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен. Второй тайм футболисты провели под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно. Поначалу медленные передвижения по полю этих людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал –встать самому не было сил. Зрители, как и в довоенные годы подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве на траву не садились, знали –сил подняться не будет. После матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко. Это был подвиг! На следующий день репортаж о матче транслировали по радио на русском и немецком языках. «Немцы удивлялись: как это в блокадном городе, про который писали, что он уже мертв, и вдруг футбол? Это была для них катастрофа. Как писал один из немецких солдат, «если в блокадном городе играют в футбол, то мы проиграем обязательно». Этот матч показал всем, что город жив, он вселил веру в победу в сердца жителей и защитников Ленинграда. Памятник футболистам блокадного Ленинграда был открыт 31 мая 2012 года на стадионе «Динамо» в Санкт-Петербурге. Автор монумента – народный художник России Салават Щербаков.

Мало кто знает, что боевые потери военных медиков в годы Великой Отечественной войны занимают второе место после потерь среди солдат стрелковых рот и батальонов. Медики гибли, вытаскивая раненых с поля боя, закрывая их от осколков снарядов своими телами; стоя у операционных столов под обстрелами и бомбежками. Благодаря труду советских врачей 70% раненых были возвращены в строй, что дало армии огромное число обстрелянных опытных солдат и офицеров. Огромная работа была проведена по недопущению эпидемий, как среди мирного населения, так и на фронте Большинство медиков – это женщины, матери, сестры, дочери. На их плечи легла вся тяжесть военных будней. На их долю выпало испытаний не меньше, чем солдатам на передовой. Столько храбрости, мужества, бесстрашия они проявляли! Старым людям и детям, раненым и инвалидам, ослабевшим и больным — всем была необходима помощь медицинской сестры и санитарной дружинницы. Памятников медицинским работникам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны в нашей стране много. В Курске в 2005 году был открыт памятник медикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обычно авторы существующих памятников военным медикам просто запечатлели статичные фигуры людей в белых халатах. Курская скульптура показывает их на поле боя. «Это взрыв на поле боя, – рассказывает скульптор Николай Криволапов. – Медсестра выносила раненого бойца, когда под ногами у них взорвалась граната. Потому позы, на первый взгляд, так неестественны. Напряженность взрыва мы пытались передать и в лепке: нарочито грубой и угловатой». Это единственный в своем роде памятник военным медикам на территории нашей страны. Неестественный зеленый цвет объясняют тем, что композицию нужно было как-то выделить на фоне бежево-коричневого здания медуниверситета. Для этого бронзу искусственно состарили.

 


Памятники военным песням

К необычным памятникам войны можно отнести и памятники военным песням. Песни  рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом. Многие песни военных лет воодушевили скульпторов и архитекторов на создание великолепных памятников. История создания памятников неразрывно связана с историей создания песен. Многие военные песни имеют славные биографии.

Песня «Священная война», впервые прозвучала 26 июня 1941 года.

…В числе главных московских «адресов» Великой Отечественной войны — площадь Белорусского вокзала. Отсюда в июньские дни 41-го года отправлялись на Западный фронт воинские эшелоны, провожаемые родными, близкими, друзьями. И именно здесь состоялась премьера выдающегося по своему воздействию произведения — песни «Священная война».

Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов — барельефный памятник песне «Священная война». Здесь изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми, спешащие заключить, может быть, в последнее объятье своих любимых. Здесь, конечно, изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова. И в центре он сам — вскинув руки над «прорезающими» барельеф, густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку…

История ее создания и премьеры удивительна! Шёл третий день войны. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»:

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…

 

Стихи, начинавшиеся с призыва «вставай, страна огромная», наполненные болью и яростью по отношению к врагу, поэт Лебедев-Кумач написал за одну ночь. Еще четыре часа понадобилось для того, чтобы родилась музыка. Ее автором стал композитор и военный дирижер, создатель легендарного Ансамбля песни и пляски Российской Армии Александр Васильевич Александров. Газету со стихами ему показал один из командиров Красной Армии. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства…

По дороге с репетиции домой Александров вновь и вновь перечитывал стихи. Постепенно, как бы сам собой возник их музыкальный образ, услышалась мелодия.

Во время первого исполнения песни на Белорусском вокзале артисты и бойцы испытали настоящее потрясение – потрясение, которое бывает, когда соприкоснешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Солдаты, сидевшие на деревянных сундучках с нехитрым военным скарбом, курившие, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны», загасили самокрутки и в наступившей напряженной тишине стоя слушали песню…

Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова. Усиленная репродукторами «Священная война» неслась над перронами, вслед уходящим эшелонам.

Александр Васильевич Александров так напутствовал первую группу ансамбля, отправлявшуюся на фронт: «Мы – бойцы Красной Армии. Нам с вами дано прекрасное боевое оружие – песни. И пусть каждое наше выступление будет грозным ударом по врагу».

На центральной стене Белорусского вокзала в день 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению 26 июня 1941 г. песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни. Та самая землянка, о которой написал он письмо в стихах своей жене Софье, была в деревне Кашино Московской области. Выкопали эту землянку во дворе своего дома братья Михаил и Владимир Кузнецовы. Потом на фронте в минуты затишья пели они песню «В землянке», не зная о том, что это их печурка согрела поэта Алексея Суркова и вдохновила композитора Константина Листова на создание одной из самых лирических песен военных лет.

Песня «Землянка», «родилась» совершенно случайно.  Стихи были написаны в 1941 году во время обороны столицы. Поэт, фронтовой корреспондент Алексей Сурков, приехал в деревню Кашино под Истрой в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Он сразу попал под шквальную атаку немцев. Под впечатлением пережитого за этот день написал жене письмо в стихах.

 Несколько месяцев спустя в редакцию фронтовой газеты пришел в поисках песенного материала композитор Константин Яковлевич Листов.

– И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, –   рассказывал поэт, –  разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет.

Через неделю Константин Листов снова пришёл в редакцию и под гитару спел новую песню. Её слушали, затаив дыхание.

– Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, –  вспоминал композитор, –  отозвались в сердце. Время – бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я – один, семья моя в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы…

Сам композитор в глубине души не верил, что песня станет популярной, казалось, время требует других песен – героических, маршевых. А её полюбили и запели повсюду.

Почему же так дорога людям песня «В землянке»? Может быть потому, что в грозной, кровавой битве песня эта помогала воинам сохранить в себе человека, не позволяла забыть об удивительном светлом чувстве, которое, собственно, и делает человека человеком – о любви!

Песня «На безымянной высоте» поэта Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера была написана к кинофильму «Тишина». Впервые исполнена Львом Барашковым. В основе песни лежит реальная история.

Посвящена бессмертному подвигу героев в 1943 году - восемнадцати бойцам из 139-й Рославльской Краснознаменной дивизии у поселка Рубеженка Калужской области. Тогда в дивизию прибыли добровольцы - боевая группа из новосибирских рабочих во главе с младшим лейтенантом Евгением Порошиным. Им было поручено серьезное задание: в ночь на 14 сентября проникнуть в тыл противника и взять безымянную высоту. Задача была решена - смельчакам удалось взять высоту. Внезапная атака, молниеносность наступления позволили им быстро преодолеть отделявшие от высоты 600 метров. Первую траншею с фашистами штурмовой советский отряд закидал гранатами, успешно преодолел и второе укрепление. Но дальше события развивались трагически. Советских бойцов окружили со всех сторон фашисты. Восемнадцать солдат приняли бой против двух сотен человек из вражеского лагеря. Итог боя оказался печальным...в песне поется "Их оставалось только трое из восемнадцати ребят...", но на самом деле, уцелеть удалось только двум бойцам.

Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг сибиряки. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившейся через двадцать лет. 

Название песни «На безымянной высоте» определило название мемориального комплекса «Безымянная высота», расположенного на территории Куйбышевского района Калужской области, на девятом километре за деревней Высокое (недалеко от ранее существовашей деревни Рубеженка) на Безымянной высоте, отмеченной на карте цифрой 224,1.  Состоит из памятника павшим воинам, землянки в три наката и музея. На граните Монумента начертаны имена 18 героев. 

Комплекс открыт 9 мая 1980 года. Он сооружен по проекту московских скульпторов братьев Александра Дмитриевича и Николая Дмитриевича Щербаковых и архитектора Евгения Ивановича Киреева. 

В 2013 году в сквере Моргородка во Владивостоке был установлен памятник знаменитой песне «Катюша». Скульптор – Иван Кулаков из Кемерова, автор эскиза – художник из Санкт-Петербурга Константин Новиков. Молодая женщина, смотрящая на море – этот эскиз долго выбирала общественность Владивостока. Немногие знают, что “Катюша” имеет самое прямое отношение к этому городу.

По одной из версий, прообразом героини песни стала уроженка Владивостока Екатерина Алексеева, которая вместе с мужем офицером-пограничником участвовала в боях у озера Хасан в 1938 году и за проявленное мужество была удостоена ордена Красной Звезды. Но главной наградой для Екатерины стала песня “Катюша”, написанная в её честь, которая превратилась в музыкальный “бестселлер” всех времён.

Первые строки “Катюши” Михаил Исаковский написал в начале 1938 года, а потом работа “застопорилась”, так как поэт не решил, что будет с милой Катюшей, которую он заставил “выйти на берег крутой и запеть”... Но произошла встреча с композитором Матвеем Блантером, захотевшим написать на эти слова музыку. Блантеру срочно понадобилось завершение текста, и тогда композитор поехал в Ялту, где отдыхал Исаковский, и за полтора дня поэт дописал слова песни к великой радости своего друга.

Впервые "Катюшу" исполнила 27 ноября 1938 года в Москве певица Валентина Батищева в сопровождении оркестра под управлением Виктора Крушевицкого. Вскоре с этой песней стали выступать и другие исполнители: Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая. Вслед за ними ее взяли в репертуар профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, русские ансамбли. Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. «Катюшу» распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляниях, в домашнем кругу за праздничным столом.

По-новому зазвучала "Катюша" в годы Великой Отечественной войны. Песня в лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. На фронте и в тылу стали возникать многочисленные фольклорные варианты "Катюши". Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке. Впоследствии фольклористами было собрано более сотни вариантов этой песни. А когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие - гвардейский реактивный миномет, бойцы дали ему ласковое прозвище - "Катюша".

Песня «Журавли» поэта Расула Гамзатова, в переводе Наума Гребнева и композитора Яна Френкеля до сих пор вызывает отклик в сердцах, рассказывая настоящую историю о тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны. История, которая легла в основу текста песни, грустная и величественная.

В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 г. под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942 г. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось... В 1963 г. в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Они прощаются с ней и с землей, которую защитили ценой своей жизни.

Однажды этот памятник посетил поэт Расул Гамзатов. Узнав эту историю, поэт написал одно из самых пронзительных своих стихотворений на своем родном языке - аварском. Перевод сделал Наум Гребнев, известный переводчик восточной поэзии. Он учился в Литинституте с Гамзатовым после войны и дружил с ним.

Это стихотворение настолько поразило певца Марка Бернеса, что он обратился к известному композитору Яну Френкелю с просьбой переложить его на музыку. Через два месяца мелодия была написана. Бернес приехал, послушал и расплакался. На тот момент он был болен и чувствовал, что времени осталось мало, хотел поставить точку в своей жизни именно этой песней. Бернес уже с трудом передвигался. 8 июля 1969 г. сын отвез его в студию, где песня была записана с одного дубля. Эта запись действительно стала последней в жизни Бернеса.

Через несколько лет после появления песни «Журавли» в местах боев 1941–1945 гг. стали возводить другие стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.