Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького — великого русского писателя, прозаика и драматурга, родившегося 28 (16) марта 1868 года. Настоящее имя писателя — Алексей Максимович Пешков. 

Алексей Максимович Пешков родился в городе Нижнем Новгороде, в доме деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина. Василий Каширин – в молодости был бурлаком, затем разбогател и стал владельцем красильной мастерской. 

Дед Пешкова по отцовской линии Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». 

Родители Алексея Максимовича — Максим Савватьевич Пешков и Варвара Васильевна Каширина поженились без согласия отца невесты.

Отец А.М. Пешкова был талантливым, творческим человеком. Он обучился ремеслу краснодеревщика и начал работать столяром в пароходстве И. С. Колчина в Нижнем Новгороде, где быстро сделал карьеру и стал управляющим конторы пароходства в Астрахани. 

В три года Алёша Пешков заболел холерой, его отец, Максим Савватьевич, сумел выходить сына, но заразился от него холерой и умер.

Читать Алексея научила мать Варвара Васильевна, а дед Каширин обучил азам церковной грамоты. 

С 11 лет Алеша Пешков вынужден был зарабатывать — идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской. 

На некоторое время «школой» для Алеши Пешкова стала улица, где он проводил время в компании подростков, лишённых родительского присмотра. Там он получил кличку Башлык. 

Недолго Алексей Пешков учился в начальном приходском училище для детей из неимущих слоёв. После уроков для пропитания собирал тряпьё, вместе с компанией сверстников подворовывал дрова со складов; на уроках Пешкова высмеивали как «ветошника». После очередной жалобы одноклассников учителю, что от Пешкова будто бы пахнет помойной ямой и неприятно сидеть рядом с ним, несправедливо обиженный Алексей бросил училище. 

В 1884 году Алексей Пешков приехал в Казань и попытался поступить в Казанский университет, но потерпел неудачу. В тот год уставом университета было резко сокращено число мест для выходцев из беднейших слоёв, к тому же у Пешкова не было аттестата о среднем образовании. 

12 декабря 1887 года в Казани, на берегу Волги, 19-летний Пешков в приступе юношеской депрессии предпринял попытку самоубийства, прострелив себе из ружья лёгкое. Рана оказалась не смертельной, однако она послужила толчком к началу длительной болезни дыхательных органов.

Алексей Пешков был отлучён от церкви на четыре года за попытку самоубийства и отказ от покаяния. 

Писатель В.Г. Короленко был первым «настоящим» писателем, с которым судьба столкнула А.М. Пешкова. Ему Алексей Максимович считал себя обязанным тем, что попал в «большую литературу». Но первое произведение Пешкова, поэму «Песнь старого дуба», писатель В. Г. Короленко, подверг резкой критике.

29 апреля 1891 года А. Пешков отправился из Нижнего Новгорода странствовать «по Руси». За время своего путешествия он побывал в Поволжье, на Дону, на Украину, в Крыму и на Кавказе. 

Осенью 1892 года, находясь в Тифлисе, Пешков сумел напечатать свой первый рассказ «Макар Чудра» в газете «Кавказ», рассказ был подписан — М. Горький. Псевдоним «Горький» Алексей придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».

В 1895 году по совету В.Г Короленко Пешков переезжает в Самару, где становиться профессиональным журналистом, и зарабатывает себе на хлеб статьями и очерками — под псевдонимом Иегудиил Хламида. 

В июньском номере 1895 года журнала «Русское богатство» был опубликован рассказ «Челкаш», который принес первую литературную известность своему автору — Максиму Горькому.

30 августа 1896 года в самарском Вознесенском соборе М.Горький обвенчался с дочерью разорившегося помещика, вчерашней гимназисткой, корректором «Самарской газеты» Екатериной Волжиной. В июле 1897 года у молодой четы родился первенец — сын Максим. 

С 1897 года М.Горький начал активно печататься в журналах «Русская мысль», «Новое слово» и «Северный вестник». Опубликованы его рассказы «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. 

В 1898 году издательством С. Дороватовского и А. Чарушникова выпущены первые два тома сочинений М. Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экземпляров. Издатели «рискнули» и выпустили первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» тиражом 3000 экземпляров, второй том — 3500. Оба тома были распроданы полностью. 

В 1899 году М. Горький впервые появился в Санкт-Петербурге. В этом же году публикуются роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». Появляются первые переводы Горького на иностранных языках.

В марте 1901 года в Нижнем Новгороде М. Горький создает произведение небольшого формата, но редкого, оригинального жанра, песню в прозе, — широко известную как «Песня о Буревестнике». В этом же году он участвует в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Санкт-Петербурга и пишет прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием, за что его арестовывают и высылают из Нижнего Новгорода. 

С начала 1900-х годов М.Горький почти исключительно посвящает себя театру. В 1900 г. его пьеса "Мещане" в 15 дней разошлась в количестве 25000 экземпляров.

21 февраля 1902 года после всего шести лет регулярной литературной деятельности Максима Горького избрали почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Возмущённый Николай II наложил язвительную резолюцию: «Более чем оригинально» и российское правительство аннулировало это избрание на том основании, что М.Горький находился под следствием. Писатели А.П. Чехов и В.Г. Короленко в знак протеста против «произвола» царского правительства вернули свои академические дипломы. 

М. Горький становится основоположником течения «социальный реализм». Ему подражает целая плеяда молодых писателей, которых обобщённо стали называть «подмаксимками», и которые старались подражать Горькому во всём, начиная от манеры носить усы и широкие шляпы, акцентированной резкости и грубоватости манер, умения вставить по месту в литературную речь солёное словцо, и заканчивая волжским оканьем.

К концу 1902 года М. Горький был автором шести томов литературных сочинений, около 50 его произведений были изданы на 16 языках. О нем опубликовано 260 газетных и 50 журнальных статей, издано более 100 монографий. 

В 1903 году гражданской женой М.Горького и его литературным секретарём становится актриса Московского художественного театра Мария Федоровна Андреева. 

В 1903 и 1904 году Общество русских драматических писателей и композиторов дважды присуждает М. Горькому Грибоедовскую премию за пьесы «Мещане» и «На дне». 

Особенно большим успехом М. Горький пользуется в Германии, где его сравнивают с Львом Толстым. В 1903 г., в Берлине была поставлена пьеса "На дне", которая шла в KleinesTheater ежедневно в течение 11 лет и выдержала более 500 представлений. Персонажи пьесы стали нарицательными в немецкой печати. Вместе с тем в Германии возникло целое движение, боровшееся с влиянием Горького.

Квартиру М.Горького в Нижнем Новгороде современники называли «Горьковской академией». Почти ежедневно писателя посещали представители творческой интеллигенции. Среди гостей были Лев Толстой, Леонид Андреев, Иван Бунин, Антон Чехов Илья Репин, Константин Станиславский. 

В 1904—1905 годах Максим Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». В октябре 1905 при участии М.Горького была создана газета "Новая жизнь", фактическим руководителем которой стал В. И. Ленин. В ноябре 1905 года М.Горький вступает в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Весной 1906 г. М.Горький отправляется в Америку. Цель — сбор средств большевикам для подготовки революции в России. По прибытию в США Алексея Максимовича ждала восторженная встреча журналистов и сочувствующих большевикам, он участвовал в нескольких митингах в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, познакомился с Марком Твеном. Однако затем в Америку просочилась информация о том, что Горький с первой женой не развёлся, а с Андреевой не венчался, из-за чего пуритански настроенные владельцы отелей, посчитавшие, что пара оскорбляет моральные устои американцев, стали выселять гостей из номеров. Приютили Максима Горького и Марию Андрееву состоятельные супруги Мартин — в своём имении на острове Статен-Айленд. В поместье супругов Мартин М.Горький начал свой самый пролетарский роман «Мать».

В октябре 1906 года из-за туберкулёза М. Горький с гражданской женой поселился в Италии на острове Капри, где вместе с М.Ф. Андреевой прожил 7 лет с 1906 по 1913 годы. Здесь Алексей Максимович сочинил 27 небольших рассказов, составивших цикл «Сказки об Италии». Эпиграфом ко всему циклу писатель поставил слова Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». Первые семь сказок были опубликованы в большевистской газете «Звезда», часть — в «Правде», оставшиеся напечатаны в других большевистских газетах и журналах.

31 декабря 1913 года, закончив в Италии повесть «Детство», после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых, Максим Горький вернулся в Россию. 

В 1914 году М. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издает первый сборник пролетарских писателей. С1915 по 1917 год издает журнал «Летопись», основывает издательство «Парус». 

В 1912—1916 годах М. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». В 1916 году в издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.

Максим Горький, прохладно воспринял Февральскую и Октябрьскую революции. В 1917-1919 годах он вёл большую общественную и правозащитную работу, критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спас ряд её представителей от репрессий и голода. Вступился за низложенных Романовых. Не найдя подходящей трибуны для выражения самостоятельной позиции, М. Горький 1 мая 1917 года начал издавать газету «Новая жизнь». Из своих публицистических колонок в газете, позже Горький сформировал две книги — «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура». Красной нитью публицистики Горького этого периода были размышления о свободе русского народа («Готовы ли мы к ней?»), призыв к овладению знаниями и преодолению невежества, к занятиям творчеством и наукой, к сбережению культуры.

После победы Октября революционным властям свободная пресса была уже не нужна, и 29 июля 1918 года газета М. Горького «Новая жизнь» была закрыта. «Несвоевременные мысли» с их честными, критическими оценками событий первых послереволюционных лет в следующий раз были изданы в СССР только 70 лет спустя, в 1988 году. 

В 1919 году по инициативе и при решающем участии Максима Горького было организовано издательство «Всемирная литература», целью которого стал выпуск классики мировой литературы в эталонном переводе, с высококвалифицированными комментариями и интерпретациями крупнейших литературоведов.

В 1920 году благодаря М.Горькому возникла Центральная комиссия по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ), она занималась распределением продовольственных пайков, которые помогли петроградским научным работникам пережить эпоху «военного коммунизма». Поддерживал Максим Горький и группу молодых литераторов «Серапионовы братья».

После расстрела Николая Гумилёва у М.Горького появилось ощущение безысходности собственных усилий, писатель стал задумываться об отъезде за границу. Ленин, ценивший Максима Горького за прежние заслуги и социальный реализм в творчестве, подал идею отправиться в Европу для лечения и сбора средств для борьбы с голодом, поразившем Россию после засухи 1921 года. 

Весной 1922 года Максим Горький написал открытые письма заместителю председателя Совнаркома А. И. Рыкову и писателю Анатолю Франсу, где выступил против суда в Москве над эсерами, который был чреват для них смертными приговорами. Получившее резонанс письмо напечатала немецкая газета «Vorwärts», а также ряд русских эмигрантских изданий. В.И. Ленин охарактеризовал письмо Горького как «поганое» и назвал его «предательством» друга. 

Летом 1922 года Горький жил в Херингсдорфе, на берегу Балтийского моря, общался с Алексеем Толстым, Владиславом Ходасевичем, Ниной Берберовой. В 1922 году написал язвительную брошюру «О русском крестьянстве», в которой возложил ответственность за трагические события в России и «жестокость форм революции» на крестьянство с его «зоологическим инстинктом собственника». Эта брошюра, хотя и не публиковалась в СССР, явилась, по мнению некоторых литературоведов, одним из первых литературно-идеологических обоснований будущей сталинской политики сплошной коллективизации. 

С 1922 по 1928 год М. Горький написал «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также «Рассказы 1922—24 гг.». Ядром сборника, пронизанного единым сюжетом, являются «Рассказ о необыкновенном» и «Отшельник», где Алексей Максимович единственный раз в своём творчестве обратился к теме Гражданской войны в России. В 1925 году вышел в свет роман «Дело Артамоновых». 

С 1924 года М.Горький живет в Италии, в Сорренто — на вилле «Il Sorito» и в санаториях. Тогда же он публикует воспоминания о В.И. Ленине. В Сорренто художником Павлом Кориным написан один из лучших портретов Максима Горького; особенностью картины является изображение писателя на фоне вулкана Везувий, при этом он как бы возвышается над горным исполином. Вместе с тем в сюжете картины явственно звучит тема одиночества, в которое постепенно погружался Алексей Максимович.

В период с 1923 по 1925 год Горький вместе с писателем В.Б. Шкловским и поэтом В.Ф.Ходасевичем издавал научно-литературный журнал «Беседа». В новом концептуальном издании М.Горький хотел соединить культурный потенциал литераторов Европы, русской эмиграции и Советского Союза. Планировалось издавать журнал в Германии, а распространять преимущественно в СССР. Идея заключалась в том, чтобы молодые советские писатели получили возможность издаваться в Европе, а у писателей из русской эмиграции появились бы читатели на родине. И таким образом журнал сыграл бы связующую роль — моста между Европой и Советской Россией. Вышло всего 7 номеров, после чего Политбюро ЦК РКП(б) запретило распространять тираж журнала в СССР и проект был закрыт ввиду его бесперспективности.

В марте 1928 года в Италии А.М. Горький отметил свой 60-летний юбилей. Телеграммы и письма с поздравлениями ему прислали Стефан Цвейг, Лион Фейхтвангер, Томас и Генрих Манны, Джон Голсуорси, Герберт Уэллс, Сельма Лагерлёф, Шервуд Андерсон, Эптон Синклер и другие известные писатели Европы. Празднование юбилея Горького было организовано и в Советском Союзе. Во множестве городов и сёл СССР состоялись выставки о жизни и творчестве Горького, в театрах широко шли спектакли по его произведениям, в образовательных учреждениях, клубах, на предприятиях прочитаны лекции и доклады о Горьком и значении его трудов для строительства социализма.

В мае 1928 года по приглашению Советского правительства и лично Сталина первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию Алексей Максимович Горький приехал в СССР. На площади перед Белорусским вокзалом писателя ждала многотысячная толпа, часть пути до дома его несли на руках. 

 А.М. Горькому предстояло оценить успехи строительства социализма. Писатель совершил пятинедельную поездку по стране. С середины июля 1928 года Максим Горький посетил Курск, Харьков, Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси, Ереван, Владикавказ, Царицын, Самару, Казань, Нижний Новгород. Во время поездки Горькому показывали достижения СССР, больше всего его восхитила организация труда и чистота (водили писателя на заранее подготовленные объекты). Советских писателей и литературоведов поразила отличная физическая форма, полное отсутствие дряхлости и богатырское рукопожатие Горького, перенёсшего после трёх десятилетий тяжёлой болезни такие путевые нагрузки. Впечатления от поездки нашли своё отражение в цикле очерков «По Союзу Советов». Но в СССР Горький не остался, осенью уехал обратно в Италию.

В 1929 году Максим Горький второй раз приезжает в СССР и 20-23 июня посещает Соловецкий лагерь особого назначения, прибыв туда на мрачно известном теплоходе «Глеб Бокий», привозившем на Соловки заключённых. В очерке «Соловки» писатель положительно отозвался о режиме в тюрьме и перевоспитании её узников.12 октября 1929 года Алексей Максимович возвращается обратно в Италию.

Большинство распространённых источников указывает, что Горький приезжал в СССР в тёплый сезон 1928, 1929 и 1931 годов, в 1930 году не приезжал в СССР из-за проблем со здоровьем, а окончательно вернулся на родину в октябре 1932 года. При этом Сталин обещал Горькому, что он и дальше сможет проводить зиму в Италии, на чём настаивал Алексей Максимович, однако писателю вместо этого с 1933 года предоставили большую дачу в Тессели (Крым), где он находился в холодный сезон с 1933 по 1936 год. В Италию Алексея Максимовича больше не выпускали. 

С начала 1930-х годов А.М. Горький жил ожиданием присуждения ему Нобелевской премии, на которую он номинировался 5 раз: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг. Конкурентами Горького считались Иван Шмелёв, Дмитрий Мережковский и Иван Бунин. В 1933 году премию получил И. А. Бунин, надежды М.Горького на статусное мировое признание рухнули. 

В марте 1932 две центральные советские газеты, «Правда» и «Известия», одновременно напечатали статью-памфлет Горького под названием, которое стало крылатой фразой — «С кем вы, мастера культуры?».

В октябре 1932 год М.Горький, согласно распространённой версии, окончательно возвращается в Советский Союз. Репатриироваться писателя настойчиво уговаривал его сын Максим. Эмоциональное воздействие на Горького оказали и приезжавшие к нему в Италию молодые, жизнерадостные, полные гигантских планов и восторгов от успехов первой пятилетки в СССР писатели Леонид Леонов и Всеволод Иванов. 

В Москве правительство устроило А.М. Горькому торжественную встречу. За ним и его семьёй был закреплены бывший особняк Рябушинского в центре Москвы, дачи в Горках и в Тессели (Крым), его именем был назван родной город писателя Нижний Новгород. Горький сразу получает заказ Сталина — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них разъяснительную работу. В это же время Горьким создаётся множество газет и журналов: возобновляется серия «Жизнь замечательных людей», открываются книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

В 1934 году Максим Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом. В этом же году Горький — соредактор книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». Это произведение Александр Солженицын охарактеризовал как «первую книгу в русской литературе, воспевающую рабский труд».

11 мая 1934 года, простудившись после ночёвки на холодной земле под открытым небом на даче в Горках под Москвой, неожиданно умирает от крупозного воспаления лёгких сын А.М.Горького — Максим Пешков.

В 1935 году Максим Горький встречается с Роменом Ролланом, а в августе совершает ностальгическое путешествие на пароходе по Волге. 10 октября 1935 года во МХАТе состоялась премьера пьесы Горького «Враги». 

В течение последних 11 лет жизни (1925 — 1936 годы) М. Горький пишет своё самое крупное, итоговое произведение, роман-эпопею в четырёх частях «Жизнь Клима Самгина» — о судьбах русской интеллигенции в переломную эпоху, её трудном и скользком пути в революцию, разоблачении её иллюзий и заблуждений. Роман остался не законченным, тем не менее, воспринимается литературоведами как цельное произведение, необходимое, для прочтения любым человеком, кто хочет постигнуть и понять русский XX век. 

27 мая 1936 года М. Горький вернулся в Москву с отдыха из Тессели (Крым). С вокзала отправился повидать внучек Марфу и Дарью, которые в это время болели гриппом; вирус передался и дедушке. На следующий день, после посещения могилы сына на Новодевичьем кладбище, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. К 8 июня стало ясно, что пациент уже не выздоровеет. Трижды к постели умирающего приезжал Сталин.

18 июня около 11 утра Максим Горький скончался в Горках, на 69-м году жизни, пережив сына чуть более чем на два года. Последние слова Горького, оставшиеся в истории, были сказаны медсестре Липе (О. Д. Чертковой) — «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!».

В ходе вскрытия мозг А.М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения. По решению Сталина, тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. На похоронах, в числе прочих, урну с прахом Горького несли Сталин и Молотов. 

Алексей Максимович Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918—1986 годы: общий тираж его 3556 изданий составил более 242 миллионов экземпляров. А среди русских писателей по тиражам изданий А.М.Горький уступает лишь Л. Н. Толстому и А.С. Пушкину.

Близкие рассказывают, что однажды услышали громкий грохот из кабинета писателя. Забежав в кабинет, они в изумлении увидели лежащего на полу окровавленного Алексея Максимовича. Как оказалось, таким образом, причинив себе умышленное увечье, писатель желал вжиться в образ персонажа своего произведения и передать ту боль, которую он испытывал. 

О слезливости Горького ходили легенды. «Нередко случалось, что, разобравшись в оплаканном, он сам же его и бранил, но первая реакция почти всегда была слезы. Он не стыдился плакать и над своими собственными писаниями: вторая половина каждого нового рассказа, который он мне читал, непременно тонула в рыданиях, всхлипываниях и протирании очков», — писал друг писателя Владислав Ходасевич.

На протяжении всего творчества тире стало фирменным, или так называемым «авторским» знаком препинания Горького. В раннем творчестве он до такой степени злоупотреблял им, что когда в 1920-е годы в СССР под наблюдением литературоведа И. А. Груздева выходило собрание сочинений М. Горького, Груздев вынужден был сражаться с корректорами, решительно не принимавшими этого тире-произвола. 

Считалось, что термин «соцреализм» придумал Горький. Оказывается, фразу "нам нужен реализм, но не критический, а социалистический" произнес Сталин в узком кругу писателей за круглым столом. Выпускник Института красной профессуры, автор книги "Наследие Пушкина и коммунизм", написанной за одну ночь по заданию Сталина, профессор Валерий Яковлевич Кирпотин вставил словосочетание "социалистический реализм" в доклад Горького на 1-м съезде писателей.

Максим Горький в юности много и жадно читал, и через несколько лет такого самообразования он уже уверенно цитировал философов -идеалистов: Ницше, Гартмана, Шопенгауэра, Каро, Селли; вчерашний бродяга поражал дипломированных приятелей своим знакомством с произведениями классиков. Однако и к 30 годам Пешков писал полуграмотно, с массой орфографических и пунктуационных ошибок, которые ещё долго выправляла его жена Екатерина, профессиональный корректор.

Сказка Горького в стихах «Девушка и смерть» (1892) заставила даже Сталина заявить, что это произведение сильнее «Фауста». 

Нет ни малейшего сомнения в драматургической гениальности А.М. Горького. Он создал в условиях жесточайшей цензуры свою "Божественную комедию". Вот его круги ада: "Егор Булычев и другие" — ад купеческий; "Мещане" — ад семейный; "Дачники" — ад дачный; "На дне" — ад бомжовый. И только одна пьеса о рае — "Дети солнца". Но это рай в дачном аду. (К. Кедров)

Отношение к Горькому его коллег по литературному цеху было крайне неоднозначным. Известна цитата Владимира Набокова: «Художественный талант Горького не имеет большой ценности». Дмитрий Мережковский в своей работе «Чехов и Горький» считал, что больше пары слов тот не заслуживает, а его поэзию следует снисходительно забыть. Иван Бунин, в работе «Горький» 1936 года отмечал беспримерную незаслуженность мировой славы коллеги. Однако немало знаменитых современников восхищались талантом Горького. Чехов называл его талант «настоящим и залихватским», Блок величал «русским художником». Всегда сдержанный и язвительный Владислав Ходасевич отмечал «высокую пробу» писателя. Футурист Давид Бурлюк заявлял, «окидывая взором могучую фигуру великого народного писателя»: "что поражало в Горьком - это связь его с народом. Горький - человек новой России, в нем воплощение ее воли и дерзаний». Марина Цветаева в ответ на присуждение Бунину Нобелевской премии написала, что считает куда более достойного этой награды Горького, ибо тот больше, своеобразнее и человечнее. По мнению поэтессы Бунин являлся концом эпохи, тогда как Горький ее всю олицетворял.

В эмиграции М. Горький провел в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком. 

Последние годы своей жизни Максим Горький провел в Советской России, не имея возможности выбраться на свой любимый остров Капри. Один из его посетителей спросил его, как бы он определил время, прожитое им в СССР. Поразивший посетителя ответ Горького был предельно краток: "Максимально горьким".