Огюст Монферран на гонорар за Александровскую колонну купил себе дом на набережной реки Мойки, а Андрей Штакеншнейдер за свои проекты — особняк на Большой Миллионной. Однако история знает не только примеры щедрых вознаграждений, но и случаи, когда архитекторы работали без зарплаты — вынужденно или по собственной воле. О коварных заказчиках и исполнителях-альтруистах вы сейчас и узнаете.
Усадьба Царицыно Василия Баженова
Когда Екатерина II поручила Баженову построить императорскую усадьбу в Царицыно, он откликнулся с энтузиазмом. Архитектор спроектировал грандиозный дворцовый комплекс в неоготическом стиле и пейзажный парк. Он предусмотрел особняки для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, парковые сооружения, хозяйственные постройки. Работа в Царицыно настолько захватила Баженова, что, когда казенные деньги закончились, он вложил в него собственные средства. С молотка ушел дом архитектора и его богатая библиотека. Один за другим появлялись кредиты — Баженов оказался на грани разорения. Несмотря на старания зодчего, Екатерину II новая усадьба не устроила. Разгневанная императрица приказала снести некоторые постройки. Баженов был отстранен от строительства и не получил никакой компенсации, а Екатерина поручила завершить дело его ученику — Матвею Казакову.
Залы Зимнего дворца Карла Росси
В годы правления Александра I Карл Росси был одним из самых известных архитекторов Петербурга. Он создавал и перестраивал дворцовые ансамбли и реконструировал особняки, построил Главный штаб и многие другие здания, которые сегодня стали известными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Росси был обласкан вниманием Александра I, однако, когда к власти пришел Николай I, отношение к зодчему изменилось. В 1827 году император поручил архитектору перестроить в Зимнем дворце залы Марии Федоровны. Проект Росси подготовил заранее, оставалось лишь реализовать его. Однако вскоре архитектор заболел и уехал поправлять здоровье в водолечебницу. Николай I этого поступка не простил — передал заказ Огюсту Монферрану и лишил Росси вознаграждения за чертежи.
Московская консерватория Василия Загорского
В 1878 году Московская консерватория купила старый дом Екатерины Дашковой, который возвел в 1790-х годах архитектор Василий Баженов. Через несколько лет началась реконструкция особняка, проект создал Василий Загорский. Плату за него архитектор не взял, к тому же сам закупил мрамор для отделки и за свой счет построил лестницу в Большой зал. Средства на остальные работы выделили императорская семья, купцы и промышленники. Здание с Малым и Большим концертным залом было готово в 1901 году.
Московский Художественный театр Федора Шехтеля
В 1902 году архитектор Федор Шехтель реконструировал особняк Георгия Лианозова в Камергерском переулке. Заказчиком был меценат Савва Мамонтов, а здание предназначалось Московскому Художественному театру. Зодчий перепланировал все внутренние помещения. По проекту Шехтеля фасад украсили декоративными фонариками, а правый вход — голубой керамической плиткой и скульптурой Анны Голубкиной «Море житейское» («Пловец»). Тогда же Шехтель сконструировал поворотную сцену и ниши для декораций и создал эскиз занавеса с орнаментом и силуэтом чайки. Все работы архитектор выполнил абсолютно бесплатно — по собственному решению.
Церковь Сошествия Святого Духа в Петербурге Александра Красовского
Еще один памятник архитектуры, который появился благодаря великодушию архитектора, — церковь Сошествия Святого Духа в Петербурге. Этот однокупольный храм со звонницей в неорусском стиле построили в 1902–1912 годах на Спасо-Преображенском кладбище. Проект здания бесплатно создал архитектор Александр Красовский, один из реставраторов Зимнего дворца. В 1939 году церковь закрыли, здесь располагался склад и литейный цех. В 1966 году здание взорвали, когда строили станцию метро «Ломоносовская».
Церковь Христа Спасителя в Сан-Ремо Алексея Щусева
В 1912–1913 годах на итальянском курорте Сан-Ремо появилась церковь Христа Спасителя. Кирпичный собор с пятью главами и шатровой колокольней был стилизован под московские церкви XVI–XVII веков и украшен керамическими изразцами, фигурными кокошниками и балясинами. Средства на строительство храма собирали русские эмигранты, которые жили или отдыхали в Сан-Ремо, а проект бесплатно подготовил архитектор Алексей Щусев. Сам он участия в строительстве храма не принимал — работами руководил местный зодчий Пьетро Агости. Он несколько изменил проект Щусева, отчего российский архитектор отказался от авторства.