Имя Эдуарда Мане на протяжении всей карьеры было связано со скандалами, ссорами и спорами. Художник стал одним из родоначальников новаторского направлений в живописи – импрессионизма. Его работы были признаны творческим сообществом, а сам он возведён в ранг одного из важнейших художников XIX века.
Давайте разбираться в личности Эдуарда Мане! И постараемся понять, почему его наследие важно потомкам.
В свое время известный коллекционер Иван Морозов тот, кто собрал коллекцию галереи Западноевропейского искусства XIX-XX, экспонируемую ныне в Пушкинском музее, отказался покупать картину «Олимпия» Эдуарда Мане (самый знаменитый его шедевр). Объяснив тем, что, дескать, мелковато, не тот масштаб, не нужен нам этот странный художник. Но как он ошибся!
И сегодня, затаив дыхание, мы рассматриваем его «Олимпию», пытаясь разгадать эмоции во взгляде обнаженной дамы легкого поведения, и даже представить себе не можем, какой скандал разразился в 1865 году на Парижском салоне из-за этой вот бесстыдницы. Критики в своих отзывах буквально разгромили картину, название которой лишь усугубляло ее «неприличие», ибо так звали одну из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпия — антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Существует легенда, что перед картиной даже пришлось выставить вооруженную охрану, поскольку возмущенные посетители пытались ударить полотно тростями, бросать в него камни и даже плевать на картину в буквальном смысле этого слова. Главная проблема, как вы понимаете, заключалась вовсе не в названии, а в том, что барышня, изображенная на ней, была не просто обнаженной, а именно голой. А это значит, свою одежду она сняла намеренно, бросив, тем самым, вызов обществу.
Кстати, позировала художнику представительница парижской богемы, натурщица Викторина Меран, которую за ее миниатюрность в арт-кругах прозвали Креветкой. Ее Мане живописал чаще всего.
Но давайте уже посмотрим, что он был за человек, Эдуард Мане, сумевший «поставить на уши» весь Париж.
Факт первый: Мане родился в состоятельной буржуазной семье. От карьеры юриста, как того желал папаша, отказался, зато мечтал учиться живописи, доводя родителя до безумия своими устремлениями.
Через некоторое время тот сдался и отправил наследника в Академию живописи, но и тут случились проблемы…
Эдуард, будучи по натуре свободолюбивым бунтарем, категорически отказывался рисовать события из Библии, мифов и истории, все эти пасторали казались ему неестественными и лживыми.
Он мечтал изображать самых обычных людей в обычной жизни: посещающих оперу, развлекающихся на пикниках или флиртующих в барах.
Факт второй: Эдуард Мане и его друзья-художники любили собираться в кафе «Гербуа». По четвергам и воскресеньям художник устраивал здесь оживленные дискуссии. Посетители его любили — Мане был веселым, добродушным, щедрым человеком, остроумным и блестящим рассказчиком.
В дискуссиях принимали участие Эмиль Золя, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, иногда Поль Сезанн и Камиль Писсарро.
К сожалению, «Гербуа» больше не существует, зато в Национальной галерее искусства Вашингтона хранится рисунок Эдуара Мане «В кафе «Гербуа».
Факт третий: В 1870 году в том самом «Гербуа» случилась дуэль: дискуссия между Мане и критиком Эдмоном Дюранти (он написал про художника едкую критическую заметку).
Надо сказать, они были в приятельских отношениях. Дрались на шпагах, хотя оба фехтовать не умели. Видимо, не давало покоя мушкетерское наследие.
Мане оказался проворнее и ранил бывшего друга в грудь. К счастью, не сильно.
После этого мужчины обменялись рукопожатиями и, перевязав рану Дюранти, пошли выпивать в кафе.
Все-таки мужчины — очень странные люди.
Эдуард Мане, хоть и был прочно женат на голландке Сюзанне Леенхоф, за женщинами «волочился» безо всякого стыда и ложной скромности, предпочитая помоложе и с непременно аппетитными формами.
Факт пятый: За год до смерти Эдуард Мане удостоился ордена Почетного легиона, высшей гражданской награды Франции.
А после смерти его провозгласили основателем импрессионизма, хоть он и не выносил этот термин.
Ведь именно он, после того, как знаменитый французский Салон отказался выставлять работы импрессионистов, в 1874 году организовал собственную выставку, бросив академикам вызов, после чего заявил: «Я войду в Салон через главный вход!»
И это, как видим, действительно, произошло.