Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Уникальный дуэт в литературе

Двух талантливых писателей Илью Ильфа и Евгения Петрова, написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» трудно разделить как сиамских близнецов. У каждого из них была своя жизнь, но было и много общего. Оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениями и трагической кончине.

Илья Ильф родился в Одессе в 1897 году, Евгений Петров на 5 лет позже, в 1902 году. Хотя в Одессе они не пересекались, в Москву писатели прибыли практически одновременно и здесь познакомились. Они не заканчивали литературных факультетов. Илья Ильф имел рабочую специальность – токарь, работал на военном заводе, но тяга к литературе, проснувшаяся еще в детстве победила. Евгений Петров до начала писательской карьеры работал в Одесском уголовном розыске и первым литературным произведением, по его собственным словам, был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. Настоящее имя Ильи Ильфа - Иехиель-Лейб Файнзильберг. Свой псевдоним он составил из первых букв своего имени и фамилии и начал печататься задолго до начала сотрудничества с Петровым. Фамилия Евгения Петрова тоже псевдоним, который он взял по имени отца. Ведь старшим братом Евгения был Валентин Катаев, уже известный в то время писатель. В 1925году происходит знакомство будущих соавторов, но только через год начинается их совместная деятельность. Первой значительной работой Ильфа и Петрова был роман «12 стульев», который сразу же завоевал признание читателей, но критикой был встречен прохладно. В 1931 году писатели публикуют роман «Золотой теленок», получивший восторженные отзывы М.Горького, М.Зощенко, Анри Барбюса. В 1935году писатели совершили путешествие в США, итогом которого стала книга «Одноэтажная Америка». Болезнь Ильфа (туберкулез легких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью в 1937 году. После смерти соавтора и друга, Е.Петров ничего значительного не написал. По его сценариям были поставлены художественные фильмы «Воздушный извозчик» и «Антон Иванович сердится», вошедшие в золотой фонд советского кино. С началом Великой Отечественной войны Е.Петров становится военным корреспондентом, бывает на многих участках фронта. Результатом этих впечатлений стала книга «Фронтовой дневник»2 июля 1942 года Евгений Петров погиб в авиационной катастрофе.

В 1961 году вышло собрание сочинений И.Ильфа и Е.Петрова в 5-ти томах. Во вступительной статье было написано: «Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали недолго, всего 10 лет, но в истории советской литературы оставили неизгладимый след. Память о них не меркнет и любовь читателей к их книгам не слабеет».

Страница ВКонтакте


Эра братьев Вайнеров

Успех в жанре детектива сопутствовал этим писателям с первой книги. Они раздвинули рамки этого жанра, наполнив его новым актуальным содержанием. Лучшие произведения этих писателей оказали существенное влияние на умы и души читателей.

Аркадий и Георгий Вайнеры с детства были очень близки. Оба появились на свет зимой. Аркадий – в январе 1931 года, Георгий – в феврале 1938 года. Детство их пришлось на тяжелые военные годы. Братья росли совершенно непохожими друг на друга. Аркадий увлекался спортом и фотографией, школу закончил с золотой медалью. Младший, Георгий дружил со шпаной и считался отъявленным драчуном. Он, как и старший брат, закончил юрфак МГУ. Получив университетский диплом, братья на какое-то время разошлись в разные стороны. Георгий выбрал карьеру журналиста, а Аркадий, привлеченный романтикой милицейских буден, подался в оперуполномоченные. Писать совместно они начали в 1965 году. Их творческая технология была такова: Аркадий давал сюжеты, интересные « дела», а Георгий облекал их в увлекательную форму. Первый успех пришел в 1968 году, когда в журнале «Огонек» была опубликована повесть «Ощупью в темноте». Вот тогда братья поняли, что писательство вдвоем – их истинное призвание. После выхода романа «Я – следователь» Аркадий Вайнер окончательно снял милицейские погоны. В 70-е годы прошлого столетия братья плодотворно работали.

Их литературное творчество развивалось по двум линиям. Первая – детективы в чистом виде, лучшим из которых является роман «Эра милосердия»(1966). Кроме того к этой линии можно отнести повести «Не потерять человека», и «Город принял». Вторым их направлением явились многоплановые произведения, в которых детективный сюжет переплетается с историческим повествованием. В таком ключе написаны романы «Визит к Минотавру», «Лекарство против страха». Вайнеры всегда умели запутать читателя, то ускоряя, то замедляя ход сюжетного действия, вводя в него ложные ходы и завершая историю совершенно неожиданной развязкой. Все эти приметы «фирменного» стиля присутствуют и в последних произведениях писателей –«Евангелие от палача» и «Петля и камень в зеленой траве».

В 1991 году пути братьев Вайнеров вновь разошлись. Георгий вместе с семьей уезжает в США. Аркадий остается в России, занимаясь, в основном, телевизионными проектами. Несмотря на то, что в 90-е годы братья проживали в разных странах, их творческое содружество продолжилось. Опираясь на новый жизненный опыт, они задумали написать новый многоплановый роман о деятельности транснациональных преступных корпораций. Но воплотить этот замысел они не успели. В 2005 году от острой сердечной недостаточности скончался Аркадий Вайнер. Через четыре года от тяжелой продолжительной болезни умер Георгий Вайнер. Но произведения братьев Вайнеров, как и прежде, пользуются высоким читательским спросом, сохранив свою злободневность. Свое высокое художественное звучание.

Страница ВКонтакте


Фантастические миры братьев Стругацких

Советские писатели братья Аркадий и Борис Стругацкие работали как соавторы и прославились своими фантастическими романами. Их биография не менее интересна, чем их книги. В детстве Аркадий любил изучать космос, мастерил самодельные телескопы и издавал рукописный журнал. К своим увлечениям он привлекал и младшего брата Бориса. Аркадий шутил: «Фантастику мы стали вместе писать очень рано. Мне было 9 лет, а Борису — три года. Вернее, не писать, а рисовать. Мы делали вместе целые рассказы в картинках». Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Точнее, первым перо попробовал Аркадий. Это был рассказ «Как погиб Кант» и повесть «Находка майора Ковалева», утраченная во время блокады Ленинграда. После войны Аркадий опубликовал несколько произведений под именем С. Ярославцев. Над созданием собственной повести работал и Борис. Но самые популярные произведения — «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век» — Стругацкие создали в соавторстве. Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году. В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амальтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной. Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. В 60-х годах братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Эта тема звучит в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива. С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Главной темой творчества братьев Стругацких в 80-е годы стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По сюжетам Стругацких снято по меньшей мере 17 фильмов. Среди них — «Сталкер» Андрея Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.


Звездный тандем Российского детектива

Анна и Сергей Литвиновы — уникальный творческий союз брата и сестры, который подарил миру десятки увлекательных остросюжетных романов. В их романах сочетаются авантюрные приключения и сентиментальные мотивы, житейские размышления и исторические реалии. В молодости Сергей думал, что найдет свое призвание в области энергетики, следуя по стопам родителей. Однако после окончания университета он понял, что эта область не так привлекает его, как писательство. Именно творчество и написание рассказов по-настоящему вдохновляли Сергея. Анна, в свою очередь, сразу поняла, что хотела бы заниматься журналистикой и получила соответствующее образование в МГУ. После окончания университета и аспирантуры, Анна организовала собственное рекламное агентство, куда привлекла сотрудничать и брата. Рекламное агентство Литвиновых процветало – вплоть до финансового кризиса 1998 года. Буквально от нечего делать Анна тогда стала писать остросюжетный роман, а когда с сюжетом возникла заминка, попросила помощь у брата. Свой первый роман «Отпуск на тот свет» соавторы закончили за два месяца, а потом отправили в пять самых крупных на тот момент российских издательств. Когда четыре из них согласились его печатать, Литвиновы поняли, что с новой сферой деятельности они попали в точку. Вдохновленные первым успехом, соавторы продолжили разрабатывать нишу приключенческого романа, детектива, семейного триллера. За двадцать без малого лет работы они выпустили более 70 романов, опубликованных суммарным тиражом свыше 11 миллионов экземпляров. Все без исключения романы Литвиновы отличает острый, яркий, выверенный сюжет, но при этом они все разные – тематически и жанрово. Есть семейная сага «Высокие страсти», состоящая из четырех романов, посвященных временам «оттепели» и советским успехам в космосе; есть серия «Агент секретной службы» с элементами мистики и фантастики; имеются классические детективы – в замкнутом пространстве с ограниченным количеством героев. Авторы поддерживают также принесшую им известность приключенческую линию. В последних романах возвращается полюбившаяся читателям героиня «Отпуска на тот свет» – парашютистка и авантюристка Татьяна Садовникова. Большая часть изданий Литвиновых объединена в серии. Помимо полноценных романов, в их библиографии есть и сборники детективных рассказов, и даже одна сказка «Облачко и лев». Книги писателей набирали популярность со стремительной скоростью, а режиссеры увидели в них сюжеты для новых многосерийных лент и стали приглашать их к сотрудничеству. Продолжают работу соавторы в сложном (и редком нынче) жанре рассказа. В далеком 1999-ом году один из первых рассказов Литвиновых победил в конкурсе газеты «Комсомольская правда». Впоследствии их короткие истории продолжала печатать «Комсомолка», журнал «Космполитэн», еженедельники «Собеседник» и «Советский спорт-Футбол», другие издания. Также Литвиновы продолжают заниматься журналистикой: они вели рубрики для журналов «Космополитэн», «Магия Космо», «Домашний очаг», газеты «СПИД-инфо».


Две жизни, как приключение

Анна и Серж Голон – это творческий псевдоним французской семьи писателей Симоны Шажне и Всеволода Голубинова. Они получили известность благодаря романам об Анжелике, написанным в виде серии последовательных книг, в каждой из которых был независимый сюжет, связанный с остальными частями. Симона родилась в 1921 году в семье военного, в детстве увлекалась живописью, а в 18 лет написала первое произведение «Страна моими глазами», которое было опубликовано в 1944году. Всеволод родился в 1903 в семье русского дипломата. Рос он в полном достатке, но из-за революции его жизнь изменилась. Его семья уехала из России и после долгих гонений и череды трудностей поселилась во Франции. Начав изучать геологию и химию, он много путешествовал, изучал искусство, участвовал в археологических раскопках. В начале сороковых годов судьба свела двух будущих супругов вместе и произошло это далеко от Франции - в Конго. Поняв, что они имеют множество общих увлечений, они сблизились и вскоре поженились. Но жизнь в Конго становилось все труднее, поэтому молодожены решают вернуться во Францию. Живя в крайней нужде, они отчаянно ищут роботу, но единственным их заработком становятся книги Симоны. Фактически они жили на гонорары Симоны от статей, но денег отчаянно не хватало. В соавторстве с супругой и по её инициативе Всеволод написал несколько книг, которые были изданы под псевдонимом Серж Голон, но финансовое положение это не спасало.

Всеволод тщетно пытался найти работу, а во время частых посещений библиотеки он заинтересовался архивами XVII века. Именно тогда ему пришла в голову мысль написать исторический приключенческий роман. Они долго обсуждали вместе с супругой, каким должно быть произведение, в итоге родились первые две книги об Анжелике. Точнее, книга была одна, но по требованию издателей её пришлось разделить на две части. Писала, по большей части, Симона, Вячеслав же собирал материалы и вёл переговоры с издателями. Автором на первой книге «Анжелика - маркиза ангелов» были указаны Анн и Серж Голон. Изначально издатель хотел выпустить роман, указав только Сержа, но Голубинов настаивал на исключительном авторстве жены. Тогда и был достигнут компромисс в виде указания двух писателей. Пока Симона работала над романами, Всеволод занимался не только деловыми переговорами, но и воспитанием детей и ведением хозяйства. Он не видел ничего дурного в том, что помогает жене. Каждый, кто знал эту удивительную пару, мог узнать в Анжелике саму Симону, а в Жоффрее де Пейраке – Всеволода. И, конечно, увидеть в этой истории любви отражение тех чувств, которые испытывали супруги друг к другу. Когда в 1972 году Всеволод Голубинов скончался от инсульта, Симоне пришлось долгих 32 года доказывать своё авторство. Лишь в 2004 году ей возвратили авторские права, а до этого времени она не получала никаких отчислений от переизданий книг и экранизаций, потому что по законодательству Франции права на книги после смерти автора переходят издательству, а не наследникам.

Симона пережила супруга на 45 лет, а после возвращения ей авторских прав на книги она занималась тем, что готовила свои романы к переизданию, возвращая куски текстов, когда-то исключённые издателями. До самой своей смерти в 2017 году Симона Шанжё говорила, что супруг был её музой и целым миром, в любви которого она черпала идеи...


Детективный метод

Пер Валё и Май Шеваль стали пионерами шведского полицейского детектива, заложившими традиции на которых растут современные шведские писатели. В 2008 году редакция газеты The Times поставила пару на 15-е место в списке крупнейших писателей-детективов всех времён, охарактеризовав их как «мать и отца северного криминального романа».

Пер Валё появился на свет в 1926 году в Швеции, городе Гетеборге. Закончив в 1946 году университет, он начал карьеру журналиста. На протяжении 50-х годов он писал статьи для шведских журналов и газет, в которых основными темами криминальные и социальные проблемы шведского общества. Май Шеваль родилась в 1935 году в Мальмё, изучала журналистику и графику. Затем работала репортером и художественным редактором в ряде газет и журналов Швеции. Знакомство Пер Валё и Май Шеваль произошло в редакции одного из журналов. Обнаружив, что многие взгляды на реформирование шведского общества совпадают, они стали встречаться и работать вместе. В 1962 году пара поженилась, и стала разрабатывать план совместного написания монументальной серии из 10 книг. У Пера Валё до встречи с Май Шеваль был опыт написания несколько детективов. С 1963 года вплоть до смерти Валё в 1975 году они вдвоем создали цикл из десяти детективных повестей, преимущественно из жизни полиции, в которых главным героем выступал Мартин Бек, стокгольмский офицер отдела убийств.

Свои книги супруги писали за обеденным столом напротив друг друга. Каждый работал над своей главой, поскольку надо было закончить работу, пока их трое детей спали. Журналистский опыт способствовал дисциплинированности в работе, точности в деталях и сцепленному сюжету романов. Супругов объединяло желание использовать жанр детективного романа для изучения глубоких социальных вопросов в шведском обществе. Романы, написанные супругами представляют хронику деятельности отряда по расследованию убийств Стокгольмской полиции. В этой серии книг отображена не только личная жизнь сотрудников полиции, но и изменения, происходившие в шведском обществе, смена настроений и восприятия полицейской работы. По сути П.Валё М.Шеваль смогли написать портрет целой страны конца 60-х – начала 70-х годов. Отличительная черта романов этих писателей - юмор, так не свойственный этому жанру. Книги имели успех, их перевели на многие языки, экранизировали для кино и телевидения и озвучили как радиоспектакли. В 1971 году Шведская академия детектива отдала честь супругам, основав литературную Премию имени Мартина Бека.


Фэнтазийные миры Марины и Сергея Дяченко

Один из самых известных на постсоветском пространстве творческих дуэтов в современной литературе – это Марина и Сергей Дяченко. Они пишут в разных жанрах: социальная и научная фантастика, славянская мифологическая фэнтези, мистика, пьесы, сказки, и создают сценарии к фильмам. Оба писателя родились в Киеве, только Марина в январе 1968-го, а Сергей – незадолго до Победы, в апреле 45-го года. Казалось бы, такая разница в возрасте просто гарантирует непонимание и проблемы в семье. Но нет, творческий и супружеский союз этих двух людей крепок, и они счастливы в личной жизни. Сергей увидел Марину на сцене, поскольку она закончила театральный вуз. Он сразу понял, что эта женщина станет его женой. Дяченко создал целую стратегию для покорения красавицы, которая годилась ему в дочери, вплоть до написания пьесы специально для нее. Именно под этим предлогом Сергей смог пригласить девушку в ресторан, где и объявил о своих твердых намерениях. Но прошло еще два года, прежде чем пара сыграла свадьбу в 1993-м. Первая книга родилась почти сразу же. Сергей, имея опыт сценариста, просто взял тетрадку Марины, куда она записывала свои фантазии (привычка с детства) и создал стройную концепцию из обрывочных записок. Так появился культовый роман «Привратник», увидевший свет в 1994 году и получивший сразу несколько литературных наград. Марина обожала фэнтези – Толкиена, Урсулу Ле Гуин, а Сергей – куда более строгих Стругацких и Лема. Но они оба любят Пратчетта, восхищаясь тем, как он мог писать о серьезнейших вещах, смеясь. После первой книги посыпались истории одна за другой. И каждая пьеса, рассказ, повесть или роман получали всевозможные награды и бешеную популярность у читателей. В конце нулевых годов 21 века супруги написали сценарий для фильма «Обитаемый остров» режиссера Федора Бондарчука и переехали жить в столицу России. Весной 2012-го вышел телевизионный сериал «Белая гвардия», в создании сценария которого оба участвовали. Марина и Сергей Дяченко – создатели жанра «м-реализм», название которого может расшифровываться как «мета-реализм» либо как реализм «магический», «Маринкин» или «малороссийский». В романе «Ведьмин век» мифологические персонажи украинского фольклора действуют в современном европейском городе. Одним из самых знаменитых произведений Марины и Сергея является роман «Пещера». В нем сосуществуют два мира – обычных людей и мутантов, обитатели каждого из которых одержимы насилием. Авторы утверждают, что источник агрессии находится внутри каждого человека, благие намерения и научные открытия могут приумножить зло, единственная защита от которого – любовь. С 2013 года супружеская чета живет в Калифорнии. Жизнь на берегу океана в окружении чаек, пеликанов и морских котиков позволяет Марине и Сергею, заявляющему, что он произошел не от обезьяны, а от морского льва, заниматься любимым дайвингом. Супруги старательно избегают в интервью тему конфликта на юго-востоке Украины, полагая, что бессмысленно говорить о том, что не можешь изменить, и продолжают сотрудничать с литераторами и кинематографистами, как этой страны, так и России.