Писатели – фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, много испытавших личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Война была для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом «взрослой» жизни. Она сформировала их талант, определила характер их творчества. Предлагает познакомиться с некоторыми из них, известными в XXвеке, но уже подзабытыми в XXI.
Юрий Слепухин (1926 – 1998)
Юрий Григорьевич Слепухин (настоящая фамилия Кочетков) человек удивительной и нестандартной писательской судьбы. В 1942 году вместе с семьей он был угнан на принудительные работы в Германию. После окончания войны, чтобы не попасть под репрессии, семье пришлось фамилию с Кочетковых на Слепухиных и всеми правдами и неправдами перебраться из западной оккупационной зоны в Бельгию, затем в Аргентину. В связи с угоном в Германию, Юрий Слепухин не удалось окончить школу, но он занимался самообразованием. Кроме русского он в совершенстве владел английским, испанским, свободно читал на латыни, немецком, французском, польском, украинском языках. Юноше пришлось работать строителем, механиком, дизайнером ювелирных изделий. В качестве журналиста сотрудничал с буэнос-айресской русскоязычной и испаноязычной периодике. Но тоска по родине не давала покоя. В 1957 году Юрий Слепухин вернулся в Советский Союз, а на следующий год публикует свою первую повесть –«Расскажите всем…».
Особое место в творчестве Слепухина наследии занимает тетралогия о Второй мировой войне — романы «Перекрёсток» (1962), «Тьма в полдень» (1968), «Сладостно и почётно» (1985), «Ничего кроме надежды» (2000). Действие всех четырех романов происходит в период с 1936 по 1945 гг. Главные герои тетралогии — «поколение сорок первого года», романтически настроенные старшеклассники, в жизнь которых беспощадно вмешивается война. Все произведения в значительной степени автобиографичные и представляют собой эпопею, содержащую глубокий анализ судьбы страны и отдельного человека в то сложное время. Именно автобиографичность придает этим книгам непридуманную документальность и дает возможность полностью погрузиться в описываемые события.
Алесь Адамович (1927-1994)
Когда началась Великая Отечественная Война, будущему писателю Алесю Адамовичу еще не исполнилось 14 –ти лет. В 15 лет он ушел в партизанский отряд. Литературную деятельность начал в 1948 году как автор критических и литературоведческих работ. Но постепенно они сменяются публикациями прозаическими. Прикосновение к военной теме, пережитому было мучительным для молодого писателя. Сможет ли он достоверно передать звуки, запахи, биение сердца войны, как живого существа? Поэтому после первой своей автобиографической дилогии «Партизаны», он не прикасался к этой теме еще шесть лет. А «Хатынскую повесть» писал в три приема – начал в 1965, продолжил в 1968 и закончил только в 1971году! Эту книгу недаром называют книгой - памятником. «Хатынская повесть» вобрала в себя не только память народную, но и его благородный гнев. В конце 197о-х годов возникает замысел повести «Каратели…»(полное название «Каратели. Радость ножа, или Жизнеописание гипербореев». Это произведение, как по своему замыслу, так и по жанру занимает особое место во всей прозе о Великой Отечественной войне. Впервые в этом произведении логика, философия и психология изуверов были показаны с аналитической глубиной и бесстрашием.
Многие произведения А.Адамовича экранизированы: «Сыновья уходят в бой»(1969),документальный цикл» Я из огненной деревни…»(1975-1978) Совместно с Э.Климовым поставит по «Хатынской повести» фильм «Иди и смотри»(1985).
Овидий Горчаков (1924 –2000)
У этого писателя героическая биография. В семнадцать лет он стал разведчиком. Десять раз пересекал линию фронта. Находясь в партизанских отрядах, вел разведку в тылу врага. Отличное знание немецкого и английского языков помогало ему в этом. Смоленщина, Брянщина, Белоруссия, Украина – таков диапазон действия отважного разведчика. Овидий Горчаков был также руководителем специальных разведывательных групп, забрасываемых на территории Польши и Германии. В энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945» сказано: «Выдающиеся подвиги в тылу врага совершили офицеры-разведчики …». Наряду с другими названо и имя Овидия Александровича Горчакова. Его колоритная внешность и манеры поведения можно обнаружить у известных литературных персонажей писателя Ю.Семенова - майора «Вихря» и отчасти Штирлица. Овидий Горчаков был не только талантливым разведчиком, но и неплохим писателем. Дни и ночи, проведенные во вражеском тылу, вылились у него в повести и рассказы о войне, партизанском движении, разведке. Самая знаменитая книга О.А.Горчакова – повесть «Вызываем огонь на себя». Она стала основой для первого советского сериала, телевизионного фильма. Овидием Горчаковым написаны книги «Лебединая песня», «Командарм невидимого фронта» «Трагедия Кассандры» и другие. Главные герои его произведений – советские партизаны и разведчики. Что привлекает в них читателей? Прежде всего, их глубокая человечность, душевность, простота. Автор правдиво создает характеры своих героев, веривших в неизбежную победу.
Дмитрий Гусаров(1924 – 1995)
В жизни и творчестве народного писателя Карелии Дмитрия Яковлевича Гусарова Великая Отечественная война сыграла немаловажную роль. В августе 1942 года он по призыву комсомола добровольно ушел в партизаны. После месячного обучения в спецшколе Гусаров был направлен в партизанский отряд «Боевые друзья» в Карелии. Сначала служил бойцом, потом командиром разведки. За два года войны двенадцать раз ходил в тыл противника в Карелии, участвовал в двух длительных партизанских рейдах. События лесной войны, партизанская молодость определили знаковую тему книг Дмитрия Гусарова, главной из которых принято считать «За чертой милосердия». Этот роман-хроника – повествование о партизанской юности. Работая над ним писатель выбрал самую сложную дорогу в творчестве: совмещение художественной литературы и документальной. И последняя часто побеждала. Пройдя через войну, Дмитрий Гусаров просто не мог позволить себе погрешить против истины. Военная тема звучит и в других произведениях писателя. Среди них романы «Боевой призыв» и «Цена человеку», повесть «Партизанская музыка». В 1951 г. Гусаров снова приехал в Карелию, в Петрозаводск. После окончания Ленинградского госуниверситета он получил направление в редакцию журнала «На рубеже». Сейчас это российский журнал «Север». С 1954 по 1990 год – более 35 лет! – Гусаров являлся главным редактором журнала. Становление «Севера», его превращение в популярный «толстый» журнал с общероссийским именем неразрывно связаны с работой Дмитрия Яковлевича. Он сделал «Север» признанным брендом, своего рода литературной «империей», которая росла и расширялась вместе с кругом друзей, авторов, читателей журнала
Курочкин Виктор Александрович (1923-1976)
Жизненный и творческий путь писателя Виктора Курочкина традиционен. Родившись в деревне Тверской области, он был крестьянином и по корням и по мировоззрению. Но его поколение исторически было обречено воевать. И он воевал с 1943 по 1945 год. Окончив Ульяновское танковое училище, а затем училище самоходной артиллерии, лейтенант Курочкин начнет воевать с Курской дуги командиром СУ-76. За два года войны он участвовал в освобождении Левобережной Украины, брал Киев и Львов, форсировал Днепр, Вислу и Одер. В его личном деле свидетельства о награждении орденом Красной звезды и другими орденами Отечественной войны. При форсировании реки Одер был тяжело ранен. В большую литературу Виктор Курочкин пришел в 50- е годы XX века и за два десятилетия написал несколько книг. Однако самой блистательной из них стала повесть «На войне как на войне». В основу этой повести легли его личные впечатления, которые он получил, участвуя в боевых действиях. В конце 60 –х годов режиссер Леонид Трегубович снял фильм, который по праву вошел в сокровищницу отечественного военного кинематографа. Как большой писатель Виктор Курочкин не успел сложиться. Не успел написать многого. Задуманная им серия повестей «Двенадцать подвигов солдата» так и осталась едва начатым «Железным дождем». Уже в 1968 году Курочкина накрыл инсульт. И до самой смерти он оставался очень больным человеком.
Анатолий Генатулин (1925 -2019)
Писатель Анатолий Генатулин родился в Башкирии и очень рано осиротел. Когда началась война семнадцатилетний юноша, добавив год, уходит в армию. В течение трех месяцев обучается в снайперской школе. Вместе с другими призывниками рядовой Генатулин едет под Ленинград, на Карельский перешеек. Все тяготы, опасности войны испытал на себе юный боец. Был несколько раз ранен. С боями дошел до берегов Эльбы, закончив войну в 1945 году в Германии, >в составе гвардейской артиллерийской дивизии. Война окончилась, но Анатолий продолжил солдатскую службу на Украине и демобилизуется только в 1948 году. Здесь, на Украине у него вспыхивает творческая искра. В это время он много читает, пробует и сам писать. Сменив множество профессий, Анатолий Генатулин заканчивает на «отлично» Литературный институт имени А. М. Горького и публикует свой первый рассказ в журнале «Дружба народов». Многие его произведения долго не могли найти путь к читателям. Лишь в восьмидесятые годы ХХ века на волне популярности «военной прозы» они стали публиковаться в центральных издательствах. Об отражении вражеского нашествия, о героизме солдат рассказывается в его повестях «Атака», «Две недели», «Вот кончится война». Если классики советской военной прозы (К. Симонов, Ю. Бондарев, А. Чаковский, Г. Бакланов, И. Стаднюк и др.) отсчитывали в своих произведениях фронтовые километры, то Генатулин пришел в этот жанр довольно скромно со своими «Ста шагами на войне». Генатулин одним из первых в СССР рассказал о судьбе военнопленных немцев в своей повести «Туннель». Это произведение вызвало большой резонанс, было переведено на немецкий язык и получило литературную премию в Германии. Писатель первым смог увидеть во вчерашнем враге такого же человека, как он сам. Все произведения Анатолия Генатулина автобиографичны и искренни. Вместе со своим поколением он одолел жестокое испытание эпохи – Великую Отечественную войну.
Анатолий Ананьев (1925-2001)
Анатолий Ананьев семнадцатилетним добровольцем пошёл на фронт, попал в противотанковое училище, где вместо года проучился всего четыре месяца, и младшим лейтенантом отправился воевать. Свою Курскую битву он описал в романе «Танки идут ромбом». Этот роман – о трёх днях битвы, которые определят всю его жизнь и жизнь всего его поколения. За первый день боёв от всего полка, где воевал младший лейтенант Ананьев, осталось меньше трети. Он выжил чудом, о чём и помнил всегда. За участие в сражении на Курской дуге молодой младший лейтенант получил солдатскую медаль «За отвагу». Её писатель ценил выше всех своих орденов. Кроме Курской битвы Анатолий Ананьев участвовал в операции «Багратион» в Белоруссии, форсировал Днепр, был тяжело ранен при освобождении концлагеря Озаричи. Он уцелел, но многие его сверстники погибли. Им и посвящал Анатолий Андреевич свои произведения. В декабре 1945 года, в возрасте 20 лет, Ананьева демобилизовали и комиссовали инвалидом второй группы. В госпитале молодой офицер и начал пописывать стихи и рассказы, ещё ни о чём не думая. В послевоенное время окончил сельскохозяйственный институт, стал агрономом. Но не отпускала его от себя война, не отпускала и бумага. Окончив филологический факультет Алма-Атинского университета, выпустил сборник рассказов, посвящённых революции.. Затем осмелился написать обо всём, что лежало на сердце, и в 1959 году выпустил повесть о своей войне «Малый заслон», первую свою военную повесть. Её заметили и в Москве, потом уже появились знаменитые «Танки идут ромбом».
В 1967 году Ананьев был назначен первым заместителем главного редактора журнала «Знамя», а затем в1973 году возглавил журнал «Октябрь» и руководил им до последних дней жизни.
Владимир Карпов (1922 – 2010)
Писатель Владимир Карпов прожил большую и сложную жизнь. На его долю выпало столько испытаний, что их с лихвой хватило бы на нескольких человек. Арестованный по доносу весной 1941 года он, курсант Ташкентского пехотного училища написал несколько писем Сталину с просьбой отправить его на фронт. Был зачислен в штрафную роту и воевал так, что и судимость по 58-й статье с него была снята, и (редчайший для штрафника случай), Карпов получил звание Героя Советского Союза. В 1944 году после лечения тяжелого ранения он стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба, затем окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. Печататься Владимир Карпов начал с 1945 года, а в 1954-м закончил вечернее отделение Литературного института им. А. М. Горького. К моменту увольнения со службы Владимир Карпов уже выпустил несколько книг. Одна за другой выходят :повести «Двадцать четыре часа из жизни разведчика», «Полковые маяки», «Командиры седеют рано», «Жили-были разведчики», «Солдатская красота»; романы «Вечный бой», «Маршальский жезл» и «Полководец». Заметной фигурой среди писателей-фронтовиков в послевоенной литературе он не стал, но его произведения отличаются искренней верой в те идеалы, за которые сражался он сам и его поколение..
Евгений Носов (1925 – 2002)
Биография писателя Евгения Носова похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, что такое война и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на родной земле. Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. Рядовой Носов был награжден многочисленными почетными военными орденами и медалями. Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове. В июне 1945 Евгений Носов был демобилизован по инвалидности. После войны окончил среднюю школу, работал художником-оформителем, литературным сотрудником курской газеты «Молодая гвардия». Серьезно литературным трудом он занялся в конце 50 –х годов ХХ века, когда вышла первая книга « На рыбачьей тропе». Его произведения посвящены в основном людям среднерусской деревни, но время от времени он включал в ткань своих повествований эпизоды прошедшей войны. Правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников в рассказах «Красное вино Победы», «Шопен. Соната номер два», «Живое пламя» позволили ему занять достойное место среди писателей военной прозы. Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы», где прозвучала идея защиты Отечества как исторической обязанности русского человека.
Анна Печерская
Приглашаем ребят из клуба "Вне КЛАССНОЕ чтение" и всех желающих принять участие в дистанционной работе клуба. В преддверии празднования 75-летия Победы, предлагаем вам познакомиться с книгой Анны Печерской «Юные герои Великой Отечественной» и узнать имена тех, кто вместе со взрослыми приближал нашу великую Победу, – имена обычных мальчишек и девчонок. Настоящих героев. Этот сборник составлен из рассказов о беспримерных подвигах юных героев. В период с 30 апреля по 12 мая на странице ВК https://vk.com/gdub_kirovsk будут выкладываться по одному рассказу из книги и информация о юном герое. Итогом онлайн мероприятия станет викторина по предложенной теме.
Запомните это славное имя - Лёня Голиков!
Запомните это славное имя – Марат Казей!
Запомните это славное имя – Лара Михеенко!
Запомните это славное имя – Валя Котик!
Запомните это славное имя – Зина Портнова!
Запомните это славное имя – Витя Коробков!
Запомните это славное имя – Саша Ковалёв!
Запомните это славное имя – Нина Куковерова!
Дорогие друзья! В преддверии праздника Победы вы получали информацию о детях-героях Великой Отечественной войны. Вы познакомились с именами юных героев и их бессмертными подвигами.
Приглашаем ребят из клуба "Вне КЛАССНОЕ чтение" и всех желающих принять участие в итоговой викторине, составленной по содержанию книги Анны Печерской «Юные герои Великой Отечественной» и предоставленном на странице ВКонтакте материале . Удачи!
25 сильных книг о войне
Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения.