Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971)

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) - советский писатель и поэт, родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо Смоленской губернии (ныне Смоленская область) в семье деревенского кузнеца. Детство и юность писателя прошли в деревне, где значительная часть молодежи тянулась «ко всякого рода культурным начинаниям – самодеятельным спектаклям, концертам и иным затеям, чтению книг и газет». Отец – Трифон Гордеевич Твардовский был человеком начитанным – и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого.

С 14 лет Александр Трифонович стал селькором смоленских газет, где в 1925 были впервые напечатаны его стихи. Для большинства стихов Твардовского конца 20-х гг. характерны во многом идиллические картины наступавших в дерене перемен. Даже драматический «великий перелом» коллективизации, затронувший и его семью, поэт силился оправдать в своих поэмах «Путь к социализму» 1931г; «Вступление» 1932 г. и в прозе «Дневник председателя колхоза» 1932г. Однако уже поэме «Страна Муравия» (1934-1936гг.) присущи бо'льшая трезвость взглядов и отказ от возобладавшего в тогдашней литературе натужно-оптимистического тона. Тем не менее, поэма все же была воспринята критикой как прославление коллективизации. За «Страну Муравию» Твардовскому была присуждена Сталинская Государственная премия 2-й степени (1941г.).

Свойственная его стихам в сборниках «Дорога» (1938г.), «Сельская хроника» (1939г.) и «Загорье» (1941г.) близость к фольклору, ясность и простота формы, юмор и сосредоточенность писателя исключительно на светлых сторонах тогдашней деревенской жизни утвердили за Александром Трифоновичем репутацию «певца колхозной нови». Побывав же военным корреспондентом в походе в Западную Белоруссию в 1939-1940гг, Твардовский писал Исаковскому: «…Красную Армию… полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы».

В годы Великой Отечественной войны Твардовский работает сразу на несколько газет. При этом не перестает писать стихи, которые объединяет в цикл «Фронтовая хроника». В это же время Александр Твардовский создает «книгу про бойца без начала и конца» - поэму «Василий Теркин» (1941-1945гг.), самое известное произведение писателя. По мере написания главы поэмы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. В 1946 году книге была присуждена Сталинская Государственная премия 1-й степени.

«Дом у дороги» еще одна поэма Твардовского, в которой поэт, не таясь, говорит о жестокой правде войны. Слова, сказанные в «Доме у дороги»: «Счастье не в забвенье!», выражают главный смысл всей послевоенной лирики Твардовского.

Дважды, в 1950-1954 и в 1958-1970 гг., Твардовский возглавлял журнал «Новый мир». В.Я. Лакшин, критик, литературовед и ближайший соратник А.Т. Твардовского по журналу «Новый мир» так писал о нем: «Твардовский…шел к своим убеждениям редактора «Нового мира» 60-х гг. … долгим, кружным путем внутреннего движения, саморазвития. Душа его не была запрограммирована. К добрым переменам, освоению нового он был, несмотря на кажущийся консерватизм вкусов, в высшей степени способен. Обычная его фраза по поводу поразившей его книги, человека, обстоятельства: «Я только сейчас понял…»».

После выхода в журнале «Новый мир» острых статей и попытки писателя напечатать поэму «Теркин на том свете», журнал подвергся жестокой критике, а главный редактор, упорно отстаивавший свою правоту, был освобожден от служебных обязанностей.

Александр Трифонович снова вернулся в журнал в 1958 г. – уже после знаменитого XX съезда КПСС. С этих пор «Новый мир» становится все более смелым и самостоятельным в суждениях о жизни и литературе. Возникает даже термин «новомирская проза» ̶ то есть ставящая серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1962 г. Твардовский совершил почти невероятное по тем временам: добился публикации повести о жизни заключенных, написанной никому тогда не известным рязанским учителем Александром Солженицыным. «Новый мир» все больше переходил в оппозицию существующему режиму. Самого же Твардовского начали снимать чуть ли не сразу после назначения. В такой обстановке писатель вынужден был ̶ незадолго до своего шестидесятилетия ̶ покинуть журнал. Но, несмотря на весь трагизм случившегося, усугубившего его тяжелую болезнь, поэт не считал себя побежденным.

Говоря его собственными словами, Твардовский был «таинству речи родимой на собственный лад приобщен». К его поэзии с полным правом можно отнести слова писателя Михаила Михайловича Пришвина про «чудесные коленца русской речи, повороты ее от грусти к простодушно-смешному и внезапный взлет на высоту человеческой мудрости».

 

Заклинская А.В., библиотекарь читального зала

ЦГБ им. А.М. Горького

 

Использованная литература:

Александр Трифонович Твардовский (Aleksandr Trifonovich Tvardovskij) // EPWR : Биография. – Режим доступа: URL: http://www.epwr.ru/quotauthor/218/. – 25.05.2015.

Роговер, Е. С. Русская литература XX века : учебное пособие / Е. С. Роговер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : САГА ; Москва : ФОРУМ, 2008. – С. 369 – 377.

3.Русские писатели 20 века : биогр. слов. / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. – М. : Большая рос. энцикл.: Рандеву-АМ, 2000. – С. 677 – 679.

Твардовский Александр Трифонович : поэт, публицист, критик // Биографии Известных людей : Поэты. Биография Твардовского. – Режим доступа: URL: http://biographer.ru/biographies/122.html/ - 25.05.2015.

5.Я убит подо Ржевом, авт. А. Твардовский, исп. Маслов Андрей : видеоролик // YouTuberu. – Режим доступа: URL: http://www.youtube.com/watch?v=Bhy4l7IARJ0. – 25.05.2015.