Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Гликберг Александр Михайлович (1880 – 1932)

Саша Черный, настоящее имя – Гликберг Александр Михайлович (13.10.1880 – 05.08.1932)

Родиться в яркой сочной Одессе. Умереть в напоенном солнцем и древними легендами Провансе. Быть кумиром для миллионов читателей. Только избранник и баловень судьбы вправе рассчитывать на такую долю.

Избранник? Пожалуй. Баловень? С этим определением все обстоит гораздо сложнее.

Детство Саши Черного было далеко не безоблачным.

Отец, агент крупной химической лаборатории, достаточно редко видевший семью из-за постоянных разъездов, никогда не упускал случая наказать своих отпрысков за любую, даже самую незначительную провинность.

Гимназия, из которой подросток Александр Гликберг был исключен «за вольнодумство и непокорность». Побег из дома в неполных пятнадцать лет.

Юность тоже не обещала особых перемен. После двух лет скитаний по чужим людям и бесприютным углам, оказавшись буквально в катастрофическом положении, Александр обратился к родителям с мольбой о помощи. Те посчитали себя в праве ее не услышать. Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба брошенного всеми юноши, если бы о его горестной судьбе не написали в газете. Житомирский чиновник К.К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К.К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние. В Житомире в 1904 году состоялся  писательский дебют Александра Гликберга.

Имя «Саша Черный» впервые появилось в 1905 году в петербургском сатирическом журнале «Зритель». Оно стояло под стихотворением «Чепуха».

 

Разорвался апельсин

У Дворцова моста…–

Где высокий господин

Маленького роста?

 

Эти «крамольные строки, посягавшие аж на самого венценосца», в мгновении ока облетели всю страну, заявив во всеуслышание о рождении нового поэта.

В 1906-1908 годах поэт жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.

Вернувшись в 1908 году в Петербург, сотрудничает с журналом «Сатирикон». Выпускает сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры».

Доминирующим мотивом сборника «Сатиры» стало разоблачение пошлости быта, поглотившего бытие. Сатира звучала как лирическая исповедь.

Второй сборник Саши Черного – «Сатиры и лирика» (1911 г.) свидетельствует о тяготении поэта к чистой лирике. Все большее место в его творчестве начинают занимать лирические и пейзажные зарисовки.

В годы Первой мировой войны поэт служил в санитарной части 5-й армии как «рядовой из вольноопределяющихся». Впечатления, полученные в 13-м полевом госпитале, легли в основу стихотворного цикла «Война», написанного в 1917-1918 гг. в Пскове.

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и сотрудничать с новой властью не стал. Писатель оказался в эмиграции. Литва, Германия, Италия, Франция. Полунищее существование. Тоска по родине. Одиночество.

И вдруг среди всего этого разбросанного и кочевого существования у поэта появилось прибежище. Вернее он сам создал его  и назвал – «Детский остров». Книга с таким названием увидела свет в 1921 году в Данциге.

 Так почему же именно Саша Черный стал безусловным кумиром читающей публики начала XX века? Почему его стихами бредила вся Россия? Почему, по воспоминаниям Корнея Чуковского, «не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали его наизусть»? И он же, Чуковский, отвечает на этот вопрос так:

«Он попал…в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом… В его стихах той невеселой поры так полно отразились тревоги и боли его современников, что, кажется, если бы эти люди умели излагать свои переживания в стихах, они непременно написали бы то же, что написал вместо них Саша Черный».

 

Заклинская А.В., библиотекарь читального зала

ЦГБ им. А.М. Горького

 

Использованная литература:

1.Русские писатели 20 века : биогр. слов. / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. -  М. : Большая рос. энцикл. ; Рандеву-АМ, 2000. – С. 741 – 742.

2.Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. слов.:  в 3 ч. -  Ч.3. – М. : Либерия, 2000. - С. 483-488.